{metadescription}
Начальник – не барин: не будь крепостным

Начальник – не барин: не будь крепостным

Вкалываешь, вкалываешь, а потом выясняется, что надрывался напрасно. Старый добрый лозунг «Как поработал, так и заработал» в нынешний рынок труда совсем не вписывается. Сейчас продавать себя надо не только дороже, но и как можно безопаснее. Трудящимся Казахстана надо учиться диктовать свои условия руководству, а не просто соглашаться с предложениями. Но как этого добиться?     

«Рабского» труда и обмана со стороны нерадивого работодателя можно избежать. Любой казахстанец вправе изменить индивидуальный трудовой договор по своему усмотрению. Жаль, что далеко не все могут такой возможностью воспользоваться. Это зачастую, если босс нечист на руку, приводит к тому, что в простонародье называется «кидок».

В Казахстане, да и в большинстве других стран мира, индивидуальный подход к каждому сотруднику компании в принципе не запрещен. В некоторых организациях он даже приветствуется и практикуется. Но это там, в непостижимом и продвинутом зарубежье. На постсоветском пространстве «принято» заключать с каждым работником типовой, шаблонный документ, в котором прописываются стандартные для всей страны нормы. Особые условия для себя может выбить специалист, знания и опыт которого стоят недешево, и таким образом он защитит себя от потенциальных проблем с заработной платой, отпуском, сверхурочной работой и т.д. А с основной массой кадровики работодателя обычно не церемонятся – или подписывай или уходи. У боссов почему-то до сих пор прав больше, чем у подчиненных.    

«По закону у договора существует некий шаблон, но у нас же сейчас рыночные отношения: работник продает свою силу, свои умения, а работодатель покупает его, его возможности, профессионально и качественно оказанные услуги. Я считаю, что в наше время необходимо, чтобы работник именно договаривался и предлагал работодателю не только некие услуги, но и свои условия работы! Но это касается квалифицированных сотрудников, у которых хорошее образование, которые хорошо знают свою специальность. Естественно, им, трудоустраиваясь, нужно именно договариваться. Но, к сожалению, в Казахстане это мало где используется. Может, высокого звена менеджеры, имея огромный опыт работы и качественное образование, конечно же, могут быть приняты на их договорных условиях. Но там, где работает наш рабочий класс, о каких-то дополнительных условиях порой не может быть и речи. Хотя бы элементарное заключение договора должно быть», - сказала председатель Конфедерации независимых профсоюзов Республики Казахстан Лариса Харькова.

Мы спросили у юристов, как можно инициировать изменение трудового договора, если того пожелает работник.

«Зарплату и рабочее время он выбирает сам. Он может договориться обо всем с работодателем, если работодатель конечно согласится. Тут никто и никого не заставляет. Другой вопрос, если работодатель нарушает нормы законодательства режим работы, функционал и прочие вещи», - пояснил Асхат Сатвалдинов.

Если же документ явно нарушает права трудящегося, дело может дойти до суда.

«Изменение любого договора идет только по соглашению сторон, кроме случаев, когда договор противоречит закону, тогда это может сделать суд. То есть, если условия договора противоречат закону, то суд выносит решение о приведении договора в соответствие с законом», - сказал Жангельды Сулейманов.

К Ларисе Харьковой много раз приходили за помощью те, кто сам ничего не сделал для защиты своих прав. Хотя, строго судить таких людей нельзя, они могли согласиться на полукабальные условия труда от безысходности.

«Многие обращаются к нам, у них якобы заключаются договора, но там нет ни печати, ни подписи работодателя, просто какая-то профанация, двойная бухгалтерия, минимальная зарплата и зарплата в конвертах – в общем, кто как договорится. Но работники идут на это и в результате, когда возникают такие ситуации – сокращение, приостановка производства, травмы – работник не получает ничего, оказывается за законодательным обеспечением восстановления его здоровья из-за того, что неграмотно подписан трудовой договор и он не влечет ответственности для работодателя», - добавила Лариса Николаевна.  

В похожее «болото» угодили и около 100 человек на Западе Казахстана! Они целый месяц ремонтировали завод на Тенгизском месторождении, но не получили ни копейки за свой труд. Договора, по их словам, оказались филькиной грамотой.

«Без заявления имитация трудовых отношений через трудовой договор, конечно же, влечет определенную ответственность и со стороны работника, и со стороны работодателя. Работник в первую очередь должен быть заинтересован в трудовом договоре. Коли идут такие отношения и не хочется заключать трудовой договор, значит нужно хотя бы элементарно написать заявление в двух экземпляров – один у работника, второй у работодателя. Но из-за неграмотности наших работников, а, может быть, и из-за того, что они не могут найти работу, они согласны на любые условия и трудоустраиваются без контрактов. Они являются какой-то «черной» рабочей силой, в любой момент работодатель может отказаться и, не заплатив, выгнать, и при всем при этом ему ничего может и не быть. То есть никакого наказания не последует», - рассказала глава профсоюзной организации.

Жангельды Сулейманов со своей стороны заверяет, что, «согласно трудовому кодексу началом трудовых отношений является день фактической работы независимо от подписания договора», но тут же добавляет – «конечно, без договора трудно доказать трудовые отношения и получить свои деньги».

Лариса Харькова советует представить свидетелей, которые подтвердят факт выполнения работ. С их помощью можно заставить начальника выплатить деньги. Но это полдела: еще неизвестно, на какие суммы он раскошелится.

«Другое дело, в каких объемах он может заплатить – это тоже такой фокус работодателя, он может и копейки заплатить, и совершенно не заплатить. Но в любом случае здесь должна и прокуратура, и трудовая инспекция поработать. Это ведь не только на Тенгизе, это очень часто практикуется у работодателей в любой области Казахстана. Если трудовая инспекция обнаружит незаконные действия работодателя, естественно, ему грозит штраф. Может быть, его привлекут и за коррупцию – это надо смотреть, какой у него заказ. Если это тендер, это тоже нужно проверять и наказать работодателя за то, что он привлекает работников без оформления их трудового участия в данной работе. Здесь очень много аспектов. Конечно, кушать хочется постоянно и нужно зарабатывать деньги, но необходимо показать работникам, что, если они незаконно трудоустроены, то им будет очень сложно отстоять свои права», - резюмировала Харькова.

Даже, если проверяющие выявят нарушения и накажут виновных, даже, если их обяжут расплатиться с работниками, это все займет определенное время. Голодающим детям или кредиторам (читай «банкам» - Ред.) этого не объяснишь. В итоге из-за каких-то взяточников или непрофессионалов страдает куча народа. Странно, что подобные факты то тут, то там всплывают с завидным постоянством и создается впечатление, что контролирующие органы тут даже близко не стояли. Между тем, на дворе уже давно 21 век и скоро будет четверть века, как наша страна обрела независимость. Видимо, для наведения порядка прошло слишком «мало» времени, а, может, и в нем вообще дело…

Кстати, Асхат Сатвалдинов видит решение проблемы в ликвидации правовой безграмотности. И в его словах есть своя правда: если гражданин будет хорошо знать собственные права, он поймет также, как их надо защищать. Принцип «спасение утопающих – дело самих утопающих» себя еще не изжил и, скорее всего, еще долго просуществует. 

Новости партнеров

Сейчас в эфире