{metadescription}
Как взыскать компенсацию с АЗС – есть ответ!

Как взыскать компенсацию с АЗС – есть ответ!

Такого негодования среди казахстанских водителей, наверное, еще не было! Кому понравится то, что он платит буквально ни за что? А деньги все отдавали якобы за «бензин». Автозаправки оштрафованы, но водителям от этого не легче…

Автозаправочные станции в центре скандала! Их наказали за недолив бензина. В позорном списке АЗС таких сетей, как «Гелиос», «Sinooil», «КазМунайГаз» и мн.др. Как выяснили сотрудники Департамента технического регулирования и метрологии г. Алматы, каждому клиенту не доливали в среднем по 200 миллилитров, а заправлявшим полный бак – аж до двух литров сразу. Виновные наказаны – всем выписали штрафы. Однако как быть обманутым ими клиентам? Можно ли потребовать возвращения своих кровных (не важно, в какой форме)?

Давшие волю эмоциям алматинские водители были очень раздосадованы неприятным известием о том, что их обвели вокруг пальца. И многие из них задавались тем же вопросом – как заставить нарушителей вернуть деньги? Консультирует экс-депутат Мажилиса, президент Национальной «Лиги потребителей» Светлана Романовская.

«Надо обратиться в полицию того района, где был нанесен ущерб. Полицейские составят акт, на основе которого можно обратиться в суд. Если водители помнят названия заправок и у них есть чеки, они могут обратиться и к нам, в «Лигу потребителей», с письменным заявлением. Мы тоже имеем право подавать исковое заявление, чтобы эту компанию лишили лицензии.

У нас есть юристы с большим стажем и со специфическими знаниями. Если у водителей есть все доказательства и если есть административные взыскания у той или иной заправки, то мы можем подать иск от неопределенного круга потребителей, который человеку ничего не будет стоить. На основании этого иска каждый сможет обратиться непосредственно к заправке и потребовать возмещения денег», – объяснила Романовская.

По ее словам (никто и не сомневался), это очень масштабная проблема. «У нас просто поток этих жалоб. Мало того, пересортица бывает – платят за один бензин, получают другой. А был случай, когда человек просил залить ему бак на шесть тысяч тенге, а ему залили на восемь с половиной и требуют, чтобы он разницу в эти 2,5 тысячи тенге доплатил, то есть навязывают ему то, в чем он не нуждается. Это противоречит Закону «О защите прав потребителей» и ущемляет права клиентов»,  – добавила Светлана Юрьевна.

Ранее за такие нарушения предусматривалось уголовное наказание. Однако сейчас владельцев заправочных станций можно привлечь лишь по статье 190 КоАП РК «Обман потребителя», которая предусматривает штраф для субъектов малого бизнеса в размере 20 МРП, для субъектов среднего предпринимательства – в размере 30 МРП и для субъектов крупного предпринимательства – в размере 50 МРП. При повторном нарушении размер штрафов возрастает до 30, 70 и 100 МРП соответственно, с лишением лицензии на определенный вид деятельности и приостановлением или запрещением деятельности на срок до трех лет. 1 МРП, напомним, сейчас составляет 2269 тенге.

«У нас была реформа законодательства, и многие уголовные дела перешли в административные. Но при этом жесткость наказания увеличилась в два раза. То есть, если оно теперь административное, то это не значит, что мы занимаемся попустительством. Наказание очень серьезное», – отметила Светлана Романовская.

Хорошо, подал на автозаправку в суд незадачливый водитель. Что дальше? Директор общественного фонда защиты прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиева считает, что подтвердить факт причиненного ущерба будет довольно проблематично. Для этого необходимо не только сохранить все чеки, но и суметь доказать, что клиент был обманут.

«Доказать сложно, потому что водители не всегда видят, сколько им залили, и часто не знают, сколько у них было в баке до этого. О том, что их обманывали, сами автовладельцы узнали, скорее всего, только тогда, когда Департамент технического регулирования и метрологии провел проверку. Если же потребитель настроен доказать факт недолива, тогда нужно будет взять емкость, залить ее бензином, в обязательном порядке опломбировать ее в присутствии работника АЗС, взять чек, а затем сдать эту емкость в аккредитованную экспертную лабораторию. Только в этом случае экспертная лаборатория может определить, сколько было недолива», – рассказала Артык Сейткалиева.

По поводу действующей меры наказания (вышеописанные штрафы) за такие нарушения Артык Сейткалиева отметила, что их недостаточно для того, чтобы приструнить недобросовестные АЗС.

«Что такое 200-300 тысяч для автозаправочных станций?! Они и дальше будут продолжать это делать. Но, согласно закону, раз у них обнаружили нарушения, частота проверок у них увеличится. Если будет установлено, что АЗС повторно нарушает закон, то штраф, соответственно, увеличивается. При дальнейших нарушениях есть возможность подать в суд о закрытии автозаправочной станции. Но такого у нас почти не бывает… », – резюмировала Артык Сейткалиева. 

Чек – это, конечно же, хорошо. Но здесь вот какое дело: важно четко понимать, что означает этого кусочек бумаги. Юрист Станислав Лопатин объяснил. Он также привел те же законные меры воздействия, о которых говорила Романовская. 

«Уголовного деяния в действиях АЗС нет. Ни кражи, ни мошенничества. Общая практика такова, что при наличии документов, подтверждающих совершение сделки (в данном случае выдача чека приравнивается к совершению сделки в письменной форме), факты вообще не подлежат регистрации в ЕРДР (Единый реестр досудебных расследований) – расследование не начинается. Максимум, что здесь есть – ст. 190 КоАП РК "Обман потребителей". Путем обмеривания. Протокол уполномочены составлять органы внутренних дел и органы ДГД (при более крупном ущербе). В остальном за защитой своих прав нужно будет обращаться в суд в гражданском порядке. Взыскать переплаченные деньги будет непросто, но возможно», – подчеркнул Лопатин. 

Новости партнеров

Загрузка...
Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.