{metadescription}
Экономист развенчал «миф» о дешевом бензине

Экономист развенчал «миф» о дешевом бензине

В Казахстане не может быть дешевого бензина, по крайней мере, в ближайшем будущем. И вот почему…

Есть выход! Так подумали в Парламенте: один мажилисмен предлагает интересный способ удешевить бензин в Казахстане – позволить мелким производителям поставлять на рынок свои продукты (запрет был введен в апреле 2016 года). Сейчас в республике насчитывается чуть более 30 таких предприятий.

«В процессе производства бензина и дизеля выход побочных продуктов переработки неизбежен и составляет более 30%, то введение запрета на их продажу привело к заполнению резервуаров и остановке производства. Негативные последствия указанных изменений в законодательстве хотя и непреднамеренные, но очевидны – уход оборота в тень, сокращение налогов, рабочих мест, монополизация рынка ГСМ, скачки цен на бензин, рост цен для потребителей по всей цепочке товаров и услуг», - сказал депутат Мажилиса Ерлан Барлыбаев.

Это путь в никуда, утверждает экономист Сергей Смирнов. У него есть объяснение происходящему.

«Надо не мини-НПЗ возвращать к жизни, а нормально провести модернизацию существующих основных заводов. У нас, согласно плану модернизации, принятому в 2009 году, все должно было быть завершено к 2015 году. На дворе 2017. И теперь обещают полностью завершить модернизацию только в следующем году. Все сроки сорваны, и я сомневаюсь в новых. И никого ведь не наказали за срыв плана.

А между тем стоимость модернизации за эти годы повысилась. На момент принятия плана она стоила 3,5 миллиарда долларов, а сейчас около 6 миллиардов. Причем, осуществляется она на заёмные средства, которые надо возвращать, и с процентами… », - сообщил Смирнов.

Он считает, что, даже обновив имеющиеся «заводы-локомотивы», Казахстан не сможет обеспечить свой рынок достаточным количеством топлива.

«Тут еще одна проблема появляется – нехватка нефти. По ранним планам, мощности заводов после модернизации должны расшириться. Перерабатываться в таком случае должно 18,5, а потом назвали – 19,5 миллиона тонн. Сейчас эти объемы «подрезали»: в ноябре прошлого года называли 15,8 миллиона тонн, в начале этого года – 16,5. Но остается вопрос – а где они возьмут нефть? Поясняю, в прошлом году было добыто 78 миллионов тонн нефти, на экспорт отправлено 60. В этом году планируется добыть 81 миллион, и экспортировать – 65. Цифры не бьются. И потом, эти объемы добыть планируется за счет «Кашагана». А он работает по соглашению о разделе продукции», - рассказал экономист.

Это еще не все. Впереди самое интересное – Казахстану придется подчиниться общим (наднациональным) правилам.

«Наши цены гонятся за российскими, якобы для того, чтобы наше топливо не вывозилось в ту же самую Россию. А еще к 2025 году у нас должен заработать единый энергетический рынок (согласно требованиям ЕАЭС - Ред.), цены будут выравниваться и, естественно, будут подгоняться под российские», - заключил Сергей Смирнов.

Кстати, говоря о мини-заводах, он пояснил, что такие предприятия выпускают топливо низкого качества, с множеством примесей. Эксперт напомнил, что в Казахстан нельзя завозить автотранспорт с двигателями стандарта ниже «Евро-4». Что случится с такими машинами, если их заправлять некачественным бензином, догадаться нетрудно. 

Вчера

Новости партнеров

Загрузка...
Сейчас в эфире