{metadescription}
На учебном аэродроме «Хлебодаровка» проводятся учебно-тренировочные полеты курсантов

На учебном аэродроме «Хлебодаровка» проводятся учебно-тренировочные полеты курсантов

На учебном аэродроме «Хлебодаровка» Военного института Сил воздушной обороны проходят учебно-тренировочные полеты курсантов. Кто-то из них поднимается в небо впервые, а кто-то готов сдать главный экзамен и самостоятельно управлять в небе боевой машиной. 

24 курсанта Военного института Сил воздушной обороны готовы подняться в воздух. Весь учебный год они постигают тонкости теории, сдают экзамены, проходят врачебно-летную комиссию, все ради одной цели – получить допуск к полетам. Практика на факультете армейской авиации начинается в конце мая и продолжается целое лето. На учебном аэродроме «Хлебодаровка» готовят пилотов вертолетов Ми-8.

В программу подготовки входят вывозные полеты с инструктором, выполнение упражнений на висение, полеты по кругу, в зону и по маршруту. 12 курсантов выпускного курса уже готовятся сдать экзамены. Им не терпится приступить к самостоятельным полетам. Курсанты второго курса только приступили к вывозным полетам. В кабине вертолета им доверяют управлять лишь отдельными элементами боевой машины.

«Прежде чем сесть за ручку управления вертолетом, обучаемые проходят курс наземной подготовки, где сначала сдают теоретическую часть, затем на тренажерном вертолете демонстрируют летчику-инструктору готовность подняться в небо. Здесь до автоматизма отрабатываются все элементы действий в воздухе, а также в возможных экстремальных ситуациях: при особых действиях в полете и при необходимости покинуть вертолет. Лишь после этого – добро  пожаловать на борт», – пояснил заместитель командира авиационной эскадрильи учебного центра Военного института Сил воздушной обороны майор Вадим Чубачук.

По его словам, в небе мелочей не бывает. Как только вертолет поднялся в воздух – все очень серьезно. Поэтому у пилотов есть выражение: небо отнимает один балл. Если на земле сдал экзамен на «отлично», то в небе твердое «хорошо». 

Как управлять вертолетом, можно было спросить у опытного пилота, но гораздо интереснее поговорить об этом с курсантом. Бауржан Сабырбаев без пяти минут офицер. На его счету более 50 часов налета, 20 из них – вывозные полеты с инструктором и 30 – самостоятельных. Бауржан признается, что уже уверенно чувствует себя в небе, тем более что путь к нему был долгим и трудным. После 9-го класса юноша поступил в карагандинскую специализированную школу и только после нее – в Военный институт Сил Воздушной обороны имени дважды Героя Советского Союза Талгата Бегельдинова.

«О небе я грезил с детства. Много читал о летчиках, смотрел фильмы, усиленно учил физику и математику, зная, что именно они важны при поступлении. Моим первым наставником был отец, сейчас он полковник запаса», – рассказал Бауржан.

Вертолету Ми-8, на котором учатся летать курсанты факультета армейской авиации, подходит термин «рабочая лошадка современной авиации». Именно он стал базой для многих модификаций современных вертолетов. Данная модификация – логическое завершение перехода от транспортного к транспортно-боевому вертолету. На него установлены современные двигатели ТВЗ-117 МТ с дополнительной газотурбинной установкой АИ-9В и пылезащитным устройством на входе в воздухозаборники. Ми-8 является наиболее распространенным в мире транспортным вертолетом. Полезная нагрузка – до 24 пассажиров, либо 12 носилок с сопровождающими, либо 4 000 килограмм иного груза. Дальность полета составляет 950 километров при максимальной скорости 250 километров в час при максимальной высоте 5 000 метров. Он же является мировым рекордсменом по количеству модификаций, которых насчитывается более 100. В кабине «рабочей лошадки» множество рычагов и кнопок, каждая из них несет важную функцию.

«Ручка управления определяет циклический шаг несущего винта. С ее помощью пилот управляет вертолетом по крену и тангажу. Во время выполнения упражнения на висение, работа с ручкой управления напоминает балансирование на острие ножа. Каждое малейшее действие требует корректировки с другими органами управления. К примеру, чтобы увеличить скорость, нужно отдать ручку от себя, наклоняя машину вперед, при этом вертикальная составляющая в векторе тяги винта уменьшается, и приходится увеличивать общий шаг (угол атаки лопастей), чтобы не потерять высоту», – пояснил курсант Сабырбаев.

Настоящими летчиками не рождаются, ими становятся в результате упорных занятий и тренировок. Но самые важные в жизни будущего летчика – 20  часов вывозных полетов с инструктором. Именно они определяют, дано ли курсанту самостоятельно поднимать в небо боевую машину.

«Первое, чему мы учим, – это распределение внимания. Садясь за ручку управления, пилот должен держать в голове множество параметров. Один из важнейших навыков управления вертолетом – правильный выбор направления взгляда. Курсантов учат взлетать и садиться, глядя на землю на расстоянии 5-15 метров перед собой. Это простая геометрия. Если смотреть дальше, то можно не заметить значительных колебаний высоты», – рассказал начальник учебно-авиационного центра Военного института Сил воздушной обороны подполковник Нурбол Салимбаев.

По совам опытного летчика, доверяют управление вертолетом курсанту постепенно. Сначала только ручку управления, затем только шаг, потом педали. В это время летчик-инструктор находится в кабине с обучаемым и в любой момент готов исправить оплошность. После каждого подъема в воздух – разбор полетов. Инструктор указывает на ошибки, дает рекомендации по их устранению и снова наблюдает за курсантом. Обычно в течение 20 летных часов уже понятно, усвоил ли курсант программу, может ли он поднять и посадить машину самостоятельно. Если одни и те же ошибки повторяются систематически, то курсанта рекомендуют перевести на другой, наземный, факультет.

«Таких случаев за мою практику было два. В обоих случаях с курсантами долго беседовали, предоставляли дополнительные часы вывозных полетов, но в итоге комиссия пришла к выводу об их непригодности. По решению начальника института курсанты были переведены на другие факультеты. Небо ошибок не прощает. Только усвоившие на «отлично» теоретическую базу и практические навыки курсанты допускаются к самостоятельным полетам», – отметил подполковник.

Из 24 курсантов 2-го и 4-го курсов ни один не «завалил» главный экзамен года. Все обучаемые сдали летную практику на «хорошо» и «отлично». Все потому, что каждый видит в небе свою судьбу, свою дорогу.

Вчера

19 июля

Новости партнеров

Загрузка...
Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.