{metadescription}
27 лет независимости: чего добился Казахстан

27 лет независимости: чего добился Казахстан

Чего добилась страна за 27 лет независимости? Какие решения стали ключевыми в непростой период становления? Как сегодня возрождается Великий Шелковый путь? И когда Казахстан войдет в 30-ку ведущих стран?

Первый заместитель председателя партии «Нур Отан» Маулен Ашимбаев в интервью Артуру Платонову рассказал об истоках государственности, плодах независимости и личном отношении к празднику.

- Независимость – мечта для многих народов. Без независимости невозможно раскрыть духовный и экономический потенциал и вообще проводить политику, которая бы была направлена во благо народа. Что для Вас, Маулен Сагатханович, это понятие, и что оно позволило, на Ваш взгляд, осуществить в масштабе независимой страны?

- Для меня это во многом личный праздник. Так сложилось, что мой отец Сагат Ашимбаев был известным общественным, политическим деятелем, журналистом, возглавлял Казтелерадио. Вся его жизнь была посвящена служению нашей стране. Он очень много делал для того, чтобы формировать национальное самосознание, создавать духовные основы нашей независимости еще в советское время, чтобы открывать неизвестные страницы нашей истории, говорить о тех людях, которые внесли вклад в становление государственности Казахстана. Он всю свою жизнь посвятил служению идеалам независимого государства. Он ушел из жизни за несколько месяцев до нашей независимости, в августе 1991 года.

День Независимости – это выстраданный праздник, это реализованная мечта многих поколений. Многие люди, в том числе и мой отец, сделали все для приближения этого дня: проводили политику, основывающуюся на национальных интересах, ставили амбициозные задачи развитых стран мира, чтобы мы, как государство, развивали свой язык, свою культуру, поддерживали свою идентичность. Они сделали очень многое для формирования основ нашей независимости. Закладывали фундамент. Кто-то отдал жизнь на этом пути. Поэтому мы должны с трепетом и святостью относиться к этому празднику.

Эти 27 лет пролетели быстро. Если анализировать, Казахстан совершил колоссальный скачок в своем развитии. Мы помним 1991-1992 годы: большую инфляцию; ситуацию, когда профессора, университетские преподаватели выходили на улицу торговать, чтобы как-то прожить. Происходила девальвация всего: моральных ценностей, принципов, экономических ценностей.

- Сейчас многие студенты думают, что всегда так было, и не верят, что не было электричества, что люди не могли в пригород поехать, потому что не было ни денег, ни автобусов.

- Не выплачивались пенсии, заработные платы, были проблемы с транспортом, были проблемы с продуктами.

- Тогда же поговорка была: если приходите в гости и моете руки с мылом, значит, пьете чай без сахара. Либо то, либо другое.

- Поэтому сегодня мы можем говорить о том, какой колоссальный скачок произошел в нашем развитии. Вопросы, которые сегодня есть, несравнимы с теми проблемами, которые были в начале 90-ых – с той инфляцией, с теми ценами, с той зарплатой.

В такой сложный период для страны глава государства инициировал несколько стратегических проектов. Одна из инициатив – перенос столицы из Алма-Аты в тогда еще Акмолу. Сегодня мы видим, что это решение было ориентировано на будущее страны. По большому счету Астана стала драйвером развития экономического, социального, инфраструктурного, развития промышленности и иных секторов. Астана стала драйвером, который способствовал выходу из того глубокого кризиса. Сегодня Астана – это международный центр, это одна из столиц мира, где рассматриваются важнейшие политические и международные вопросы. Кроме того, Астана начинает формироваться как международный финансовый центр, в этом направлении будут предприняты серьезные шаги. Астана позиционируется как смарт город, где используются новые технологии для создания комфортной среды для жителей этого города. Астана – фактор укрепления нашей независимости.

Еще одно стратегическое решение главы государства того периода – программа «Болашак». В 1993 году президент инициировал программу по направлению молодых казахстанцев для обучения в лучших университетах мира, несмотря на сложности этого периода, бюджетный дефицит. С того периода более 13 тысяч казахстанцев обучились в лучших вузах мира. Сегодня мы видим, что болашаковцы занимают важнейшие позиции в системе государственного управления. Это и есть тот актив, который двигает нашу страну вперед. И эта программа тоже результат нашей независимости. Мы сами начали определять свои приоритеты, куда направлять средства, какие проекты поддерживать.

- Могли ли представить в то время разрухи, что поставленные планы доведем до 10% от ВВП вложения в образование, медицину и науку. Об этом не могли и мечтать!

- Конечно, в то время об этом не могло быть и речи. Сегодня в послании главы государства поставлена конкретная цель – довести из всех источников финансирования образования, науки и сферы здравоохранения до 10% ВВП. По этому показателю мы будем приближаться к показателю стран ОЭСР, к наиболее развитым государствам мира. Это тоже результат независимой политики. Послание главы государства открывает новые возможности для решения социальных проблем, которые беспокоили казахстанцев. Это вопросы повышения доходов населения, вопросы обеспечения финансовой стабильности, кредитования малого и среднего бизнеса, вопросы, связанные с наведением порядка в жилищно-коммунальном хозяйстве, ограничение тарифов монополистов.

- Происходит экономическая и духовная модернизации. И одна из ключевых работ – это «Семь граней великой степи». Это фундаментальнейший труд, который заставляет задуматься об истоках.

- Статья концептуальная, очень сильная, является продолжением тех идей, которые изложены были главой государства в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». И в статье «Семь граней великой степи» мы действительно видим развитие главных идей, касающихся истории нашего народа, развития нашей национальной идентичности и будущего нашей страны.

- Как вы считаете, историческая скромность, которая многим не присуща, она опасна вообще? Когда из скромности не отдают должное своим предкам?

- Я думаю, что опасными не являются как историческая неадекватная скромность, так и бахвальство и преувеличение своей важности. Нельзя заниматься тем, чтобы уменьшать роль своих предков, нашего народа в мировой цивилизации, в мировой культуре. Мы должны адекватно и объективно понимать свое место в мировом развитии. Статья главы государства помогает понять истоки государственности; наша государственность не началась в XV веке. Минимум 2 – 2,5 тысячи лет назад на этой территории были государственные образования, в дальнейшем – это сакские племена, государства гуннов, государства тюрков и Золотая орда. Истоки нашей государственности уходят вглубь нашей истории, и нужно адекватно понимать этническую и национальную идентичности. Знакомясь с нашей историей, мы понимаем характерные особенности нашего народа, нашего государства.

Толерантность – это один из главных принципов нашего государства. Межэтническая толерантность, межрелигиозная толерантность, открытость новым идеям, стремление постоянно развиваться, брать прогрессивное, полезное, новое из западной, азиатской и восточной культур, учиться многому у других народов. Такой подход является одним из базовых принципов нашей политики, и мы его видим во многих проектах. Откуда идут эти истоки толерантности? Изучение истории дает ответы на этот вопрос. Казахстан находился на стыке цивилизации, на стыке торговых путей. Мы были очень важной частью шелкового пути. В то же время шелковый путь нельзя понимать примитивно: бескрайняя степь и караваны туда-сюда. Шелковый путь – это сложнейший для своего времени коммуникационный, транспортный проект. Обеспечение шелкового пути – это обеспечение безопасности, логистики, остановок, торговли по пути. Самое передовое для своего времени. Помимо экономических контактов, это и взаимообогащение культур, это сотрудничество. Шелковый путь был серьезнейшим проектом для своего времени. Наша ментальность сформировалась во многом благодаря тому, что Казахстан стоял на стыке Европы и Азии.

- Сейчас мы одни из лидеров возрождения шелкового пути.

- Мы сотрудничаем с Китаем, с Россией, с центрально-азиатскими и европейскими странами, возрождаем шелковый путь в новом формате, в новом прочтении. Это тоже одна из инициатив нашего президента, которая была обнародована совместно с руководителями других стран и вот этот проект сегодня успешно реализуется. Знание нашей истории помогает понять, кто мы, помогает глубже понять наши ценности, наше мировоззрение, понятия. Сделать выводы из наших ошибок, ведь были и трагические периоды нашей истории. Почему они произошли? В чем были причины? Статья главы государства не есть призыв изучать только нашу историю через понимания предков, их вклада в мировую цивилизацию, культуру, экономику. Мы должны понять свое нынешнее место, понять свое будущее место в мировом сообществе. Мы хотим стать частью развитого мира, войти в 30-ку наиболее благополучных стран мира. И нужно иметь в виду, что и те протогосударственные образования, которые были на нашей территории, сыграли огромную роль в мировом развитии. Были, может быть, одним из главных авторов  развития исторических, технологических и политических процессов на нашем континенте. Поэтому, когда мы говорим о том, что мы хотим стать частью наиболее развитого мира, это не есть исторически совершенно новое, чего не было в нашей истории. Мы уже на новом витке, в новом прочтении. Мы уже независимое государство, страна, которая понимает свои истоки, понимает, откуда мы вышли. Мы хотим занять место, достойное свершениям наших великих предков.

- Одним из ключевых символов независимости является закрытие полигона, когда мы подали беспрецедентный пример, сделав акцент на том, что все-таки сила духа более важное и спасительное для человечества понятие, чем дух силы. И сейчас, несмотря на то, что сильные мира сего часто бряцают оружием, часто делают ставку на силу, мы пытаемся образумить, осознать пагубность этого пути. Насколько, на Ваш взгляд, важно историческое значение закрытия этого полигона в наднациональном масштабе?

- Безусловно, закрытие Семипалатинского ядерного полигона и отказ от четвертого в мире ядерного арсенала, который был на нашей территории, – это были важнейшие решения, которые сыграли свою роль не только в нашем развитии, но и оказали большое влияние на международную ситуацию. Я абсолютно уверен, что если бы Казахстан сохранил ядерный арсенал, это был бы тупиковый путь и, более того, это был бы опасный деструктивный путь. Мы могли бы действительно подвергнуть большой опасности нашу страну и наш народ. Самое правильное и единственное решение было отказаться от ядерного арсенала и закрыть полигон, показав тем самым с первых дней нашей независимости, что наш приоритет и наше развитие основывается на миролюбивой политике, на сотрудничестве с другими странами, и что безопасность свою мы будем обеспечивать, прежде всего, не за счет оружия, а за счет сотрудничества и диалога.

Конечно, мы будем развивать свои вооруженные силы, свою безопасность – это современные реалии, без этого нельзя. Казахстан завершает свое непостоянное членство в Совете безопасности ООН. Казахстан – одна из уважаемых стран мира. Мы привлекли огромное количество инвестиций, мы создаем площадки для будущего финансового центра на нашей территории, мы создаем возможности для развития. Все это стало возможным благодаря тому, что мы приняли миролюбивую политику, обозначили свои приоритеты, и все эти годы мы видим результаты и чувствуем плоды отказа от культа силы, от гонки вооружения. Я думаю, что позитивные результаты на лицо. В то же время, сегодня в мире мы видим и другую тенденцию – идет гонка вооружений. Наиболее в военном плане мощные страны снова взялись за старое. И эти страны сегодня наращивают свой военный потенциал, выходят из стратегических договоров, которые были заключены для ограничения возможностей для безопасности этих стран. Если страна участвует в гонке на вооружение, если страна финансирует серьезнейшие разработки в сфере оружия, ракетных технологий и ядерного потенциала, откуда эти средства приходят? У государства ведь нет второго бюджета. Есть один бюджет. Значит, это все за счет того, что средства уходят из социальной сферы.

- Либо это огромные займы, которые тяжким бременем ложатся.  В связи с этим: пять социальных инициатив – огромные деньги. Несмотря на мировые финансовые кризисы, мы за свой счет, наверное, единственные, которые сейчас проводят такие грандиозные социальные преобразования не на заемные средства.

- Это за счет наших внутренних ресурсов, за счет средств нашего бюджета. Используются средства нашего Национального фонда, конечно, в разумных пределах. И все эти суммы направлены на то, чтобы обеспечивать социальное благополучие, решать вопросы в социальной сфере. Это один из главных принципов политики независимого Казахстана.

Глава государства отметил, что в современном мире состоявшееся государство – это социальное государство. А национальное единство – это социальное единство. Это показывает, что социальные вопросы лежат в основе нашей политики. Мы видим, что социальное эффективная социальная политика – это единственный механизм обеспечения стабильности в государстве. Наша партия будет дальше делать все необходимое для эффективной полной реализации стратегических программ нашего Елбасы, которая направлена на обеспечение стабильности и развития независимого Казахстана.

- Спасибо большое, Маулен Сагатханович, за интересную беседу!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.