{metadescription}
Как защитить ребенка от похищения

Как защитить ребенка от похищения

Ласковый незнакомец, предлагающий показать котенка, якобы старый знакомый папы, пообещавший подвести ребенка домой или давняя подруга мамы, желающая угостить малыша сладостями – какие только маски не нацепляют преступники, чтобы втереться в доверие к детям. О том, как правильно проинструктировать ребенка на случай встречи с незнакомцами, как обезопасить его и что делать, если сын или дочка пропали, рассказали наши эксперты.

Чужая голова – потемки. А голова преступников – вообще кромешная тьма. Чего только не приходит им на ум при виде играющих беззащитных детей. Шеф-редактор спецпроектов КТК, в прошлом сотрудник правоохранительных органов Валерий Тараканов рассказал, ради чего наиболее часто воруют детей.

«Первая ситуация – когда ребенка крадут ради выкупа, когда похитители знают, что у него любящие, богатые родители, и они готовы выполнить все условия, выплатить любые суммы. Во-вторых, бывают ситуации, когда детей похищают из чувства мести к работодателю, родственнику, бывшему ухажеру или возлюбленной. Третий момент – это похищение детей с целью изнасилования. У нас достаточно много педофилов, извращенцев, насильников, которые могут похитить ребенка именно с целью удовлетворить свои скотские, низменные сексуальные фантазии. Четвертое – ребенка могут похитить с целью превращения его в донора для своих детей, которые болеют, либо для кого-то еще. И, в-пятых, трудовое рабство – когда ребенок также может стать объектом посягательства», – объяснил Валерий Тараканов.

Зная, какая опасность может грозить сыну или дочери на улице, взрослые должны четко проинструктировать детей о том, как поступать, если к ним пристает незнакомый человек. Тренер по детской безопасности центра «Ангел» Зарина Джумагулова считает, что при этом не обязательно детально раскрывать детям цели похищения, главное – заострить внимание ребенка на том, как правильно вести себя с незнакомцами.

«Истинные причины похищения порой настолько страшны, что ребенку не обязательно об этом знать. Когда мы спрашиваем на тренингах у детей о целях похищения, их самый популярный ответ – на органы. При этом дети сами порой не могут объяснить, что это означает. О том, что нельзя разговаривать с незнакомыми, нельзя к ним подходить, что-то у них брать и тем более уходить с ними, детям неоднократно говорят и родители дома, и учителя в школе. Я думаю, что те дети, которые попали в беду, наверняка, тоже знали об этих правилах. Проблема в том, что дети не умеют применять их на практике», – отметила Зарина Джумагулова.

По ее словам, важно не просто рассказать о правилах, а дать возможность детям потренироваться, проговорить, закрепить фразы для отказа, ведь это не так-то просто: прервать незнакомого взрослого человека, отказать ему и при необходимости даже вырваться и бежать.

«Фраз для отказа очень много. Ребенок может подобрать для себя самую удобную. Чаще всего дети почему-то начинают извиняться. У них это занимает много времени, и они не могут быстро прервать разговор. Фразы должны быть короткими, лаконичными, к примеру: «Я вас не знаю», «Я не буду с вами разговаривать», «Я спешу», «Мне надо идти», «Меня ждет папа». То есть ребенок должен произносить четкие рубленные фразы и при этом не стоят истуканом, не подпускать к себе незнакомого человек ближе, чем на два метра, а уходить в безопасном направлении», – рекомендует тренер.

Ошибка родителей в том, что многие нагнетают обстановку, обещая детям охотящихся за ними злобных, ужасных, небритых дядек с топором, ножом или колотушкой в руках. В действительности этого нет. Наоборот, все киднеперы – это обычные люди, а не злодеи из сказок.

«Чаще всего родители сами формируют у ребенка стереотип подозрительного человека, и ребенок представляет, что преступник будет выглядеть как-то необычно, и что он его обязательно определит. Дети считают, что он будет одет во все черное, будет в маске, с пистолетом в руке, некоторые дети говорят, что он будет в полосатой одежде, как у заключенных, в грязных джинсах, в стоптанных башмаках, с каким-то мешком или рюкзаком за плечами, в перчатках, с бородой, усами, шляпой или кепкой, надвинутой на глаза – это те образы, которые ребенок берет из мультфильмов, игр. А о том, что преступник будет выглядеть как обычный человек, ребенок часто не осведомлен», – сказала Зарина Джумагулова.

Беседа с ребенком должна быть комплексная, а не обрывочная, подчеркивает она. Важно не только снять стереотип, но и сформировать круг доверия, чтобы ребенок не подумал, что люди вокруг что-то скрывают.

«Ребенок должен понимать, что мама, папа – это ласка, забота, внимание. Дедушка, бабушка, соседи – это тоже наши люди. Друзья по школе, их родители – это тоже компания, в которой можно чувствовать себя в безопасности. А вот чужие люди несут для него проблему», – подчеркивает Валерий Тараканов.

Сам момент похищения у многих тоже стереотипизирован. Дети насмотрелись фильмов, где злодей намочил из бутылочки марлю, приложил к лицу, и ребенок сразу уснул. В действительности же, чтобы хлороформ подействовал, даже ребенку нужно несколько минут. Как отмечает Валерий Тараканов, во время реального похищения основная масса преступников закрывает рот ребенку и прижимает руки плотно к телу. Кто-то идет на то, чтобы просто придушить жертву. Обычно ребенок теряется, его парализует страх. Задача родителей – научить ребенка правильно реагировать на эту ситуацию.

«Ребенку здесь, конечно, надо верещать. Обращать внимание на себя, на эту ситуацию. Родители должны объяснять, что если к нему кто-то пристал, он должен кричать определенный набор: «Помогите!», «Спасите!», «Это не мой папа!», «Это не моя мама!», делать акцент: «Я вас не знаю!», «Куда вы меня тащите?», чтобы люди понимали, что совершается именно преступление, потому что на улицах бывает стандартная сценка: женщина или мужчина колошматит ребенка, потом оказывается, что так родители проводят воспитательные мероприятия. Поэтому ребенок в случае, если его силой пытаются куда-то увезти, должен сразу расставить точки над i и звать на помощь как можно громче. Другая ситуация, если никого вокруг нет. Здесь может быть самая непредсказуемая реакция похитителя на поведение ребенка. Он может его оглушить, придушить, может пакетом замотать ему голову», – сказал Валерий Тараканов.

Очень важен момент, когда нужно начинать бить тревогу, если ребенок не пришел домой в назначенный час. Эксперты советуют сначала сделать все возможное, чтобы установить, где он, то есть позвонить друзьям, одноклассникам, знакомым, если был в спортзале – тренеру, на дополнительном – учителю и так далее.

«Родители начинают самое ужасное: «бомбят» 01, 02, 03, нагнетают себя. Не надо сначала звонить в морги – оттуда всегда сами позвонят, потому что ребенок не ушел либо без документов, либо без телефона, либо кто-то скажет, что знает его. Обзвоните сначала близких. Когда абсолютно все говорят: «Не видели, не знаем», это уже подозрительно. Тогда уже нужно обращаться к сотрудникам полиции», – рассказал Валерий Тараканов.

Если есть факты, что ребенку действительно может грозить опасность – полученные ранее угрозы, замеченные странные незнакомцы во дворе – полиция принимает заявление сразу же, не заставляя ждать ни трое суток, ни 24 часов. В этом случае родителям нужно привлечь как можно больше людей к поиску, осмотреть все места сбора молодежи в районе: парки, стройки, гаражи, чердаки и подвалы, расклеить ориентировки на автобусных остановках, в подъездах и магазинах.

Колоссальную помощь в раскрытии таких преступлений могут оказать случайные прохожие, считает эксперт. Универсальных рецептов в этом случае нет. Видя сцену, где взрослый пытается куда-то против воли увезти ребенка, кто-то решает вмешаться, кто-то звонит в полицию, а кто-то проходит мимо, не обращая на это внимания. Эксперты призывают казахстанцев не оставаться равнодушными и быть внимательными не только к инцидентам с возможным похищением, но и не проходить мимо тех детей, которые слоняются без присмотра взрослых.

«Не все такие дети легко идут на контакт. Они могут огрызаться, могут просто убегать. Мой совет – к потерявшемуся ребенку должна подойти своеобразная пара. Есть дети, которые боятся папу, потому что папа в стенах своей квартиры деспот: он грубиян, он дает подзатыльники. В итоге ребенок боится не только папу, но и в целом мужчин. Поэтому если подойду я, он может испугаться. Аналогичная ситуация и в отношении женщин. А когда подходят двое, разговорить ребенка гораздо проще. Можно обратиться так: «Гражданочка, простите, мне кажется, этот ребенок потерялся, давайте подойдем и выясним. Вы, наверняка, мама, вам проще поговорить». То есть лучше в паре подходить, все равно к кому-то ребенок потянется», – советует Валерий Тараканов.

Отправляясь с детьми в парки, на рынки и другие открытые публичные места, лучше заранее договориться о месте встречи на случай, если вдруг вы разминетесь. Для ориентира можно выбирать броские вывески, высокие здания, переговорные пункты. Ребенок должен четко знать: раз – встречаемся в условленном месте, два – объявляем по радио, три – подходим к охране и говорим, что я потерялся.

Что касается того, когда ребенок уходит в компании сверстников в школу, на прогулки по городу, на тренировку или в кино, Валерий Тараканов советует родителям записать сотовый друзей своего чада. Однако злоупотреблять таким контролем не стоит, отмечает эксперт.

«Излишняя, плотная, навязчивая опека детей тоже вырубает. Каждый ребенок считает, что он взрослый. Очень многое зависит от окружения. Когда родители звонят своему ребенку, а он в компании друзей, он вынужден отвечать: «Да, мам, я здесь», «Да, пап, скоро буду». Один звонок, второй – потом над ним начинают хихикать: «Что ты, слабак? Ты, что, послушный, дрессированный? Тебе скажут, ты побежишь домой». Реакция идет, над ним подтрунивают. Он может выключить телефон и все», – предупредил Валерий Тараканов.

Инновационный выход из ситуации предлагает Зарина Джумагулова. «Если ребенок пользуется гаджетами, можно установить программу, которая показывает местонахождение, или купить часы с gps-трекером. На мой взгляд, это самый комфортный способ узнать, где ребенок находится в данный момент», – рекомендует Зарина Джумагулова.

Трекеры сегодня могут быть разной формы, например, в виде часов, браслетов, игрушек, светоотражателей. Такой контроль имеет свои плюсы по сравнению с бесконечными звонками и напоминаниями, что пора домой. Однако самый лучший способ контролировать местонахождение ребенка – это установить с ним доверительные, теплые взаимоотношения, считает Валерий Тараканов.

«Ребенка нужно приучить рассказывать, что он собирается делать. Я говорю: «Так, Антон, я сегодня во столько-то там, мне надо заехать туда, купить то», то есть я расписываю ему свой день и мимоходом говорю: «Можем где-нибудь встретиться, поговорить, я тебя накормлю, ты что планируешь сегодня?» Он втянут в эту беседу и не подозревает о хитрости, что я хочу узнать, чем он будет заниматься. Он автоматом рассказывает график своего движения, исходя из этого я представляю с кем он будет и где его искать. А если напрямую спрашивать: «Где ты сегодня будешь? Чтобы вовремя домой пришел!», ребенок, скорее всего, соврет, причем глядя в глаза», – сказал Валерий Тараканов.

Воспитание детей – очень большой труд. Желая оградить ребенка от угроз большого мира, родителям стоит набраться терпения и не ждать, что сынишки и дочурки поймут все с первого раза. Необходимо постоянно напоминать об опасности общения с незнакомцами, о том, что под шкуркой ласковых и многообещающих людей могут скрываться жестокие преступники. 

 

Валерий Тараканов – академик Евразийской академии телевидения и радио. Победитель III, V, VII, IX-XVII Московских, VI Ялтинского и Гран-при III и VIII Киевского международных фестивалей. Юрист первого класса, профессиональный сыщик. Основал на КТК программу «Черный квадрат». Зная психологию преступника, имея навыки общения, ему удается держать зрителя в некотором напряжении. В данный момент – шеф-редактор спецпроектов на телеканале КТК.

Зарина Джумагулова – тренер по детской безопасности. Проводит тренинги в Алматы, Астане, Шымкенте и Актау.

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире