Ни одна трансляция матча или крупного концерта в Казахстане не обходится без него!
Познакомьтесь, наш ОбиВан

Познакомьтесь, наш ОбиВан

Спортивные болельщики и фанаты эстрадных исполнителей наверняка не раз замечали у стадионов и концертных площадок огромные машины, по размеру сравнимые с небольшими зданиями. Всех, кто оказывается рядом с ними, манит посмотреть, что там внутри. Заглянув, многие чувствуют себя как дети, впервые попавшие на экскурсию в музей, ведь здесь целый мир: стены из телевизионных экранов, сотни мигающих кнопочек и несколько человек, благодаря которым сотни тысяч, а то и миллионы людей видят зрелище, на котором не смогли присутствовать лично.

Такие высокотехнологичные «эфирки на колесах» называются передвижными телевизионными станциями, или коротко ПТС. Ни одна трансляция матча или крупного концерта не обходится без них. Однако возможность применять ПТС в производстве собственного контента есть не у всех каналов, и КТК относится к тому небольшому числу казахстанских вещателей, которым доступно это чудо техники. Занимательные факты о ПТС КТК и свои впечатления о работе рассказали сами инженеры передвижной телестанции.

Три видеоинженера Сухраб Мамтелов, Самвэл Бояршинов, Азат Гадаев и один звукоинженер Владимир Шарапов обслуживают ПТС КТК уже более 5 лет. Еще один незаменимый человек в команде – водитель Кайрат Даулетбаев. У него есть все категории прав от А до Е. По словам коллег, только ему под силу справиться с такой махиной: он может аккуратно провести ее там, где и легковому автомобилю проехать трудно. Кайрат возит ПТС и по бездорожью, и в крепкие морозы, и по извилистым закоулкам. Он надежный человек и уникальный водитель – настоящая  находка для команды.

Начальник группы Сухраб Мамтелов о своей «подопечной» может говорить часами. Заметно, что несмотря на годы работы, восторг первого впечатления от супер-техники не проходит. От него мы узнали, что передвижная телевизионная станция – это технический комплекс с «начинкой», позволяющей вести съемку и запись в HD-формате, производить монтаж и передавать сигнал в прямой эфир одновременно.

Сухраб Мамтелов: «Мне повезло работать на одной из самых современных и больших ПТС, существующих сейчас в Казахстане. В длину она 16 метров, весит 32 тонны, вмещает 15 стационарных рабочих мест и оснащена двадцатью HD* камерами, три из которых – так называемые Slow-motion, то есть они могут снимать для замедленных повторов, что чрезвычайно важно при съемке спортивных мероприятий. Если нужно, то мы можем «посадить» на станцию еще камер десять, резерв есть. Такая практика применяется на мероприятиях огромного, мирового масштаба, таких, как, например, ЭКСПО».

Обладая такими преимуществами, OB Van KTK*, как называет ее сама команда, снимала не только республиканские, но и международные спортивные события. Среди них – соревнования по қазақша күрес, международный чемпионат по прыжкам с трамплинов, чемпионат по водному поло, чемпионаты УЕФА по футболу и другие.

Сухраб Мамтелов: «Весь крупный спорт – это дело нашей станции. Самыми запоминающимися для нас были две съемки. Первая – это съемка первой Лиги чемпионов УЕФА в Казахстане. Всем требованиям соответствовала только наша станция. У ассоциации есть много детальных требований по тому, как нужно ставить станцию, они по своему протоколу проверяют, все ли так, как должно быть. Эти проверки занимают очень много времени, и для нас это был очень тяжелый, но вместе с тем полезный опыт».

Координатор съемок концертных мероприятий, продюсер Андрей Бородихин, считает, что организаторы массовых культурных мероприятий, концертов и фестивалей, привлекают станцию КТК не только из-за технических спецификаций и количества камер, но и из-за отличной команды.

Андрей Бородихин: «Технические характеристики нашей ПТС для Казахстана уникальны, что позволяет нам снимать концерты, спортивные мероприятия в том качестве, которое у нас не все могут себе позволить. Но самое основное – уникальная команда. Сам по себе набор этого технического железа не будет работать без людей. Нашу техническую команду я, не побоюсь этого слова, назвал бы лучшей вообще в Казахстане. Ребята работают вместе уже очень много лет. Они вместе отработали и Универсиаду, и Азиаду, отсняли невероятное множество концертов, в том числе фестивали «Алма-Ата моя первая любовь», «Gakku Дауысы». Таких опытных специалистов у нас больше нет».

Тепло отзывается о команде и технический директор КТК Вячеслав Березняк. По его словам, ПТС-ники канала – самые востребованные на казахстанском телерынке.

Вячеслав Березняк: «Самое главное – это сотрудники. Ими все довольны, иногда организаторы даже хотят работать только с коллективом нашей ПТС. Потому что наши парни – надежные, проверенные и отличаются высокой выносливостью. Они могут работать где угодно до часу ночи, до двух, иногда до пяти утра».

Постоянные выездные съемки и разный «калибр» поводов позволили отработать технологию и процессы так, что все специалисты, кто находится на ПТС, а это не только инженеры, но и творческая группа, и операторы, и титровщики, и редакторы, работают как единый слаженный механизм. Бывало, что уровень мероприятий поднимался благодаря качественно проделанной работе команды ПТС. Учитывая, что часто работа ведется в других городах и на востребованных площадках, кроме качества видео, важна и скорость работы.

Сухраб Мамтелов: «Если это концерт, например, на площади перед Дворцом Республики в Алматы с началом в 6-7 вечера, то нам достаточно приехать на место часов в 7-8 утра. Если речь идет о больших мероприятиях – чемпионате по футболу или каких-то других международных соревнованиях, то, как правило, мы ставим технику, мы говорим «разворачиваем ПТС», заранее, за два-три дня. Потому что стадионы огромные, нужно зафиксировать машину, камеры, сделать баланс камер… словом очень много инженерной и коммуникационной работы».

На самом деле, количество времени, необходимого на «разворот», зависит от масштаба мероприятия, местности или места проведения, технической оснащенности съемочной площадки и погодных условий. Влияет на это также и то, будет ли вестись запись или же сигнал пойдет в прямой эфир.

Сухраб Мамтелов: «Трансляцию в прямой эфир мы ведем через передвижную спутниковую станцию, имеющуюся на базе КТК. Если намечается прямой эфир, то наша «Флайка», как мы называем свою передвижную спутниковую станцию, выезжает на место вместе с ПТС».

У OBVanKTK есть микшерный пульт, благодаря которому режиссер собирает себе монтаж уже по ходу мероприятия, переключаясь с камеры на камеру. Материалы пишутся на носители, и если это не прямой эфир, то весь материал после съемки отправляется на канал и уже там доводится до совершенства. С записью немного легче как техническим специалистам, так и всей телевизионной группе, поскольку прямые эфиры не терпят ошибок, а запись дает возможность внести изменения уже после мероприятия.

Предугадать, «легкой» или «сложной» будет работа на площадке, не всегда удается. Иногда, выезжая в другой город, не знаешь, какие сюрпризы и идеи режиссера ждут команду по приезде.

Сухраб Мамтелов: «Сложным оказался обычный на первый взгляд концерт, посвященный 550-летию Казахского ханства. Он проходил в Астане на «Барыс Арене». Приезжали итальянские, албанские, австралийские специалисты – целая делегация. Было очень интересно и в то же время нереально сложно с ними работать. Были очень сложными постановка, графика, маппинг. Вот это и были самые тяжелые съемки из всех, которые мы вели. Уже последующие Лиги чемпионов, соревнования для нас трудными не показались. Часто такие сложные события – лучший опыт и своего рода вызов для нас, а мы такому только рады».

Годы работы на канале идут, а с коллегами лицом к лицу инженеры ПТС сталкиваются нечасто. Чтобы делиться своими новостями, достижениями и просто общаться, инженер Азат Гадаев завел в Инстаграме аккаунт команды ПТС. За ним, кстати, теперь следят не только сотрудники КТК, но и  партнеры канала, коллеги из ближнего и дальнего зарубежья, участники мероприятий, которые снимались ПТС-кой, и даже зрители, большинство из которых узнало о ПТС и ее команде, желая познакомиться с людьми из большой «машины-дома», замеченной возле стадиона или концертного зала.

Сухраб Мамтелов: «Мы отдельное подразделение телеканала, у нас отличный от коллег образ жизни и работы. На самом канале у нас нет ни офиса, ни кабинетов, мы – КТК на колесах. У нас ненормированный график. Часто ездим в командировки, видим лучшие мероприятия страны. Каждый год мы ездим в Астану по два-три раза, снимали в Павлодаре, Таразе, Талдыкоргане. Зимой, конечно, выезжаем реже из-за того, что довольно опасно на дорогах, а летом – почему бы и нет?»

Найдете ОбиВан КТК в Инстаграме?  Подпишитесь, наши видеоинженеры Сухраб, Азат и Самвэл не только специалисты по технике, но и хорошие фотографы!

 

*HD (high definition) – высокое разрешение

*Outside Broadcasting Van (OB Van) – передвижная телевизионная станция

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Прямой эфир – настоящий наркотик

Алексей Шахматов: не будет телевидения, не будет и меня

Служебный роман: любовь в эфире

Телевидение – это все и в то же время ничего

 

Вчера6

Новости партнеров

Загрузка...
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.
Для просмотра требуется поддержка flash и javascript.