В этой статье вы проследите историю развития казахского телевидения от ламповых камер до цифрового вещания.
Шесть интересных фактов о казахском ТВ

Шесть интересных фактов о казахском ТВ

60 лет назад в дома казахстанцев пришло телевидение. Чудо говорящего ящика первыми познали алматинцы. Затем телевидение распространилось по всему Казахстану. В этой статье вы узнаете шесть занимательных фактов о казахском ТВ и проследите историю его развития от ламповых камер до цифрового вещания.

Телеэфир стартовал в Алматы 8 марта 1958 года. Именно этот день и принято считать началом истории всего казахского телевидения. Сейчас в республике насчитывается более ста телекомпаний, и все они так или иначе являются наследниками и хранителями лучших традиций отечественного телевидения. Специально к этой круглой дате мы собрали шесть фактов, которые стоит знать о становлении нашего ТВ.

Факт 1. Время вещания на первых порах составляло всего 5 часов в неделю.

Телевизоры в домах в то время были редкостью. Имевшиеся же большую часть дня молчали. Трансляция первой пилотной программы казахского телевидения шла из небольшой студии. Располагалась она в самой высокой в то время точке Алматы – более 850 метров над уровнем моря – на пересечении улиц Университетская и Мира (ныне улицы Сатпаева и Желтоксан). Позднее местное телевидение стало доступно жителям Усть-Каменогорска и Караганды. В 1959 году оно пришло в Жезказган, через год телепередачи могли смотреть уже в Петропавловске, Целинограде и Уральске. В 1964 году оно добралось до Балхаша и Семипалатинска, в следующем году – до Павлодара. Постепенно росло и количество часов вещания в сутки.

Факт 2. Первой темой казахстанского телевидения была целина.

Первые шаги давались очень сложно. Все упиралось в техническое оснащение. Первым творением алматинской студии была передача «Жаңа қоныстанушылар», посвященная поднятию целины – весьма популярной и активно обсуждаемой в то время теме. Также в те годы пропагандировались достижения советской науки и техники, освещались важные прорывы, такие  как первый полет в космос и так далее. Названия программ писались на твердой картонной бумаге. Сами программы записывались с помощью трех камер: первая снимала титры и название передачи, вторая – гостей и ведущих в студии, третья записывала архивные материалы.

Факт 3. Первый прямой репортаж был снят в 1961 году на площади Ленина (ныне площадь Астана).

Его героями стали выпускники Аграрного университета на торжественном вечере по окончанию вуза. В тот период для записи видео использовались ламповые камеры КТ-28, которые сейчас даже в музеях редко встретишь. Получить камеру для съемок было непросто. Считалось удачей, если журналист мог взять ее раз в неделю. Пленки не хватало, то немногое, что имелось, использовали в первую очередь для новостей. Поэтому корреспонденты постоянно работали с художниками, использовали большое количество картин и рисунков в своих материалах.

Факт 4. Телебашню «Кок-Тобе» строили 8 лет.

Строительство шло 1975 по 1983 год. Благодаря вводу башни в эксплуатацию телевизионщики покрыли вещанием около двухсот населенных пунктов Казахской ССР. На момент окончания строительства алматинская телебашня стала девятым по высоте сооружением в мире. Сейчас она уже четырнадцатая в списке самых высоких телебашен. Считается, что наша телевышка сможет выстоять при землетрясении в 10 баллов, а ее бомбоубежище может вместить сотню человек.

Факт 5. Диктора казахского телевидения строго отчитали за самовольную стрижку.

Прическа Нэлли Омаровой, известного диктора республиканского телевидения в 1960-х годах, вызывала восхищение у всех телезрителей. Однажды, приехав в Москву на союзный семинар, Нэлли с коллегой пришла в парикмахерскую, где подруга уговорила ее подстричься. Вернувшись в Алматы, Нэлли попала «на ковер» к начальству, где была строго отчитана за столь легкомысленный поступок. С тех пор каждый поход в парикмахерскую Нэлли нужно было заранее обговорить с руководством.

Примечательно, что по образованию Нелли Омарова вовсе не журналист, а судмедэксперт. О карьере телеведущей девушка никогда не мечтала. Случайно попав на конкурс дикторов, Нэлли покорила членов комиссии своим спокойствием и умением держаться перед камерой, отчего без труда обошла 700 других конкурсанток и стала настоящей звездой эпохи советского ТВ.

Факт 6. В 1995 году все национальное вещание перешло на спутниковое.

Отныне страна ловит сигналы с космического аппарата, зависшего над экватором. Постепенно аналоговое спутниковое вещание замещается цифровым – более качественным в передаче изображения. Коррективы в путь развития телевидения вносит и интернет. Чтобы не отставать техлоногически, тележурналисты создали новый формат для продвижения своей продукции – онлайн-телевидение. Оно позволяет смотреть трансляцию любимого канала когда угодно и где угодно: на природе, в пробке, в долгой очереди. Причем делать это можно практически с любого девайса.

Прогрессивность мышления казахстанцев в плане совершенствования технологий не остается недооцененной. Людей, развивающих эту отрасль медиа, систематически отмечают профессиональными наградами. Так, накануне в Астане прошла церемонии вручения Национальной телевизионной премии «Тумар». Победители выбирались в восьми номинациях: лучшее документальное кино, лучший телевизионный сериал, лучший социальный проект, лучшая информационная программа, лучший региональный телеканал, лучшая просветительская программа, лучшее событие телевизионного сезона. Также в этом году была предусмотрена особая премия за вклад в развитие отечественного ТВ – «60 лет телевидения».

Обладателем медали в честь 60-летия отечественного телевидения стал один из ветеранов КТК, стоявших у самого истока нашего канала, режиссер Андрей Сухоногин. Андрей родом из Новосибирска. Там он окончил театральное училище, а затем перебрался в Казахстан и поступил в Алматинский государственный театрально-художественный институт (ныне Казахская национальная академия искусств им. Жургенова). На КТК Андрей работает с 1993 года. За это время он был ведущим целого ряда программ и создателем таких проектов, как «Наша правда», «Было дело», «Пока не поздно», «Главная редакция», «Другая правда», «Kөріпкел», «Әйел қырық шырақты» и др. Несмотря на внушительный стаж работы, воспоминания о своем первом эфире на телевидении у Андрея настолько живы, будто это было всего пару дней назад:

«Это было страшно. Комнатка была очень маленькая: два на четыре метра в длину. Температура стояла на улице 35, а в студии – все 45. Софиты на меня светят, пот катится, режиссер кричит: «Сиди ровно, куда гнешься?! Смотри прямо в камеру!». Программка называлась «Коммерческий вестник». Нужно было читать объявления, и мне было сложно сочетать при всех этих условиях прямую спину», – рассказал Андрей Сухоногин.

По словам Андрея, он 16 лет служил в театре, а после решил посвятить всего себя телевидению и перенес свои актерские таланты на экран. За счет его богатейшей мимики и отличного владения голосом обычные объявления в эфире КТК превращались в ряд веселых историй.

«Я поставил себе цель – чтобы люди меня слушали, чтобы не выключали. Я читал объявления в разных образах: был и бизнесмен, и раненый автолюбитель, весь в бинтах, была и девушка-секретарша. Пусть эта программка шла в эфире недолго, всего 3,5 месяца, люди помнят ее до сих пор», – отметил Андрей Сухоногин.

И так во всем, с чем бы ни начинал работать Андрей Сухоногин. Каждая реплика, каждая сцена, каждая серия очередного сериала или новый выпуск передачи – это большой труд целой команды профессионалов. Благодаря таким людям будущее у телевидения – самое светлое.

 

фото go-to.kz

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какой была работа на канале 16 лет назад?

Телевидение – это все и в то же время ничего

Вчера9

Новости партнеров

Загрузка...