{metadescription}
Как стать бакалавром за 2,5 года?

Как стать бакалавром за 2,5 года?

Где построят студенческие общежития? Как распределятся гранты? Какую прибавку к зарплате получат владеющие английским языком учителя-предметники? Можно ли окончить вуз быстрее? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью Артуру Платонову рассказал министр образования и науки Ерлан Сагадиев.

- Ерлан Кенжегалиевич, спасибо, что вы нашли время ответить на вопросы наших телезрителей. Итак, начнем с инициатив Главы государства, которые касаются вашего ведомства: это строительство общежитий, это гранты по техническим специальностям. На каком этапе сейчас реализация?

- Все решения приняты, мы их довели до населения, до вузов. Что касается грантов – 11 тысяч было выделено на технические специальности по бакалавриату, они пойдут в общее количество грантов и все, кто участвует в ЕНТ, в этом году это почувствуют. Три тысячи было выделено на магистратуру, тысяча на PhD, остальные на другие специальности. Программа рассчитана на полное количество образовательных лет, каждый год, естественно, будет увеличиваться на 20 тысяч, то есть, количество студентов в высших учебных заведениях заметно возрастет. Что касается общежитий? На сегодняшний день заявок от наших университетов, институтов, которые уже обеспечены землей, хотят строить у себя на территориях – нам поступило на 66 тысяч мест. Это много.

- Какие регионы?

- По всем: и Костанай, и Петропавловск, и Шымкент, и Алматы, и Астана, и Мангистау, в общем пропорционально сдают. Очень много участвует региональных вузов, участвуют частные вузы, мы их не ограничиваем. Программу по строительству 75 тысяч мест за четыре года мы заранее даже, наверное, завершим. Желающих очень много, количество студентов возрастает, все понимают, что они должны быть в будущем обеспечены общежитиями, мы их будем поддерживать.

- Строительство общежитий в рамках ГЧП (государственно-частное партнерство – ред.) будет осуществляться?

- В рамках ГЧП, то есть университет сам строит общежитие за заемные деньги, которые он возьмет в банке, и после того, как он построил, государство возмещает ему средства. За каждое место в течение 8 лет. Сумма у нас определяется сейчас. Это будет открытая прозрачная программа, могут участвовать все. Самое главное, чтобы это было общежитие, и там жили студенты. Обращаются очень много с регионов и говорят о том, что мы в рамках этой программы хотели бы переделать что-то в общежитие, мы сейчас это рассматриваем, но для начала будет работа только с новыми, дальше уже будем смотреть.

- А какова вообще потребность? В каком количестве мест для учащихся?

- Мы считали где-то около 75 тысяч мест по стране надо. Вот эта программа закроет потребность, если дальше потребность будет расти, я думаю, мы свои предложения будем сносить по расширению программы.

- Это позволит в какой-то степени решить проблему оттока, допустим, в Россию наших студентов?

- Это раз, особенно много северных регионов участвует в этой программе. Общежитий, особенно на севере, действительно не хватает, поэтому мы там делаем упор. Мы думаем, это программа действительно серьезно нам поможет и также поможет с точки зрения академической мобильности внутри страны. То есть переезды из города в город, поступления в те университеты, в которые дети хотят: Астана, Алматы, очень много желающих в Шымкент. Мы думаем, будет большой прирост студентов, то есть в целом, эта программа очень нужная для всех слоев.

- Своевременная очень.

- И очень своевременная. Спасибо президенту и надо сказать и за то, что гранты увеличили, очень большой позитивный резонанс среди родителей, школ, самих будущих студентов.

- Каково ваше отношение к предложению Дариги Назарбаевой о том, что для учителей врачей необходимо создать собственную жилищную программу по аналогии с программой для военных?

- Очень хорошее предложение, мы его начали сейчас отрабатывать, делать расчеты, сколько у нас учителей, преподавателей в высших учебных заведениях,  колледжах нуждаются в жилье, что мы могли бы предложить. Естественно, это будет связано с выделением средств, также со строительством. Сейчас мы эту программу полностью обсчитаем и внесем на обсуждение. Естественно, учителя должны иметь определенный уровень социальной защиты, мы хотели бы сказать спасибо за такие инициативы. По мере того, как будет расти количество студентов, будет расти количество педагогов и также будет внутренняя миграция педагогов в города – надо все это дело учитывать.

- Сейчас квалифицированных педагогических кадров хватает?

- Есть дефицит межрегиональный. Если так взять, то в целом по стране мы нехватки не ощущаем, но отдельные города или области по отдельным специальностям начинают проседать. Сейчас мы все это пытаемся учитывать как в рамках как переподготовки преподавателей, так и в рамках подготовки студентов и магистрантов в качестве педагогов.

- Как можно решить проблему, чтобы  уровень образования был равным?

- Несколько способов есть, мы в принципе сейчас большое внимание уделяем технологиям. Во-первых, единая программа, во-вторых, технологии. Особенно малокомплектные школы должны быть хорошо технически оснащены компьютерами, видео оборудованием. У нас есть отдельный блок «Bilim land», где мы записали 40 тысяч видеоуроков, интерактивных уроков с примерами,  с решением, с вводными лекциями. Педагога они не заменят, он остается центральной фигурой в классе, но это большая помощь в объяснении материала, в проведении контроля за усвоением материала. По мере того, как будем двигаться дальше, мы планируем продолжать оснащать школы, особое внимание обращать на педагогов, которые там преподают, и обогащать библиотеку для того, чтобы она была разноплановая, для разных уровней, разнообразная. Где нет интернета, мы закачиваем прямо на сервер. В дальнейшем программа «Цифровой Казахстан» обещает к 2020, к 2021 году подсоединить практически все школы к широкополосному интернету, поэтому мы это централизуем в облаке, и будет у нас большая онлайн-платформа по стране. Но сегодня уже все 100% школ этим обеспечены. Наша задача выровнять образование по стране, это самое главное.

- Чтобы ребята из отдаленных районов имели такие же возможности, как их сверстники из крупных городов. В связи с этим как сейчас продвигается обучение педагогов английскому языку?      

- Недавно озвучивались цифры с прошлого года с сентября.

- 725 таких?

- 725, но они практически без подготовки, те, которые знали хорошо. У нас сегодня учатся 12,5 тысяч где-то в среднем, из них около двух-трех тысяч планируют в сентябре этого года приступить, остальные продолжат обучение.

- Уровень квалификации их соответствует тем задачам, которые поставлены?

- Мы их должны выводить на В2, только после этого мы разрешаем заходить в класс и преподавать. Значит, мы разработали учебники на английском языке и для 8, и для 9 классов. Участвовали в этом три организации, это Назарбаев Интеллектуальные школы, это наша Национальная академия образования и «Білім-Инновация» лицеи, бывшие КТЛ. Они давно преподают на английском предметы. Мы выводим это в онлайн, подключаем, чтобы у нас был доступ. И в печатном виде они будут во всех классах у каждого ребенка. С этого года школам разрешено закупать учебники. Принцип добровольности будет продолжаться несколько лет – родители, дети и сами учителя это просят. Нужно время родителям, чтобы они увидели, что предмет преподается на действительно высоком уровне, чтобы учитель освоился, почувствовал себя уверенным, нам нужно время, чтобы между детьми и учителем было полное понимание, детей тоже довели до определенного уровня.

- Какова цель такого интенсивного реформирования? Как должен измениться ученик? Какие вы хотите видеть качественные изменения в ребенке? Что он должен уметь из того, что он не умеет сейчас и как это ему должно помочь в жизни?

- Мы почему сейчас так масштабно и глубоко реформируем, потому что  многие страны начали давно: страны ОЭСР начали где-то 25 лет назад. Они поняли, что одними знаниями ты не возьмешь.

- Перестройка мышления своеобразная должна быть.

- Нужно развивать навыки. Ребенок должен научиться думать самостоятельно, принимать решения, искать информацию. Самое главное, он полученные знания должен уметь применять будь то язык, будь от математика, будь то химия, он должен научиться применять.

- Теория отдельно – бесполезна.

- Она бесполезна и объем накопленных знаний, к сожалению, с годами сокращается у человека, но навыки остаются навсегда.

- Это значит, что наши дети отстают сейчас? Или они просто другие?

- По функциональной грамотности да, они отстают очень существенно, поэтому с точки зрения количества знаний у них все нормально. Страны пришли к единому стандарту проведения оценки разных образовательных систем, мы тут, как говорится, не блещем. Поэтому то, что началось в 2016 году, переход в 1 классе на обновленное содержание – это начало этого процесса. Мы взяли очень быстрый график, пятилетний. Конечно, когда система так глубоко реформируется в течение такого короткого времени, это вызывает много стрессов, шероховатости, недопонимания. Но мы видим, что дети второго класса, которые полностью прошли обновленку в первом, более раскрепощены, у них больше интереса к получению знаний, у них большая самостоятельность, они более открыты, что очень важно, и вот то, что мы постоянно оценками сегрегировали класс, в течение многих лет, наше население к этому привыкло, но на самом деле это плохо.

- Почему?

- Потому что нет хронических двоечников и нет хронических отличников, есть у каждого своя траектория обучения или стиль, к которому он предрасположен, или вдохновение, которое приходит и уходит в разные годы, или интерес к тому или иному предмету.

- Какой смысл тогда ребенку стараться учиться, если его не отметят, как более успешного?

- Его отметят в конце четверти и в конце раздела те знаменитые СОРы и СОЧи, но его не отметят против количества знаний, его отметят против учеников своего класса – вот это принципиальнейшая разница, которую родителям надо объяснить. Родители думают, что если он не ответит на все 10 вопросов, то он не может быть отличником. Современные тесты, например, ЕНТ, сделаны таким образом, чтобы на все 120 вопросов в стране ответили двое или один или никто, они сделаны очень сложно.

- Опасные вещи вы сейчас говорите.

- Да, но ты сравниваешься со всеми другими, вот это очень важно принципиальное отличие советской системы против современных европейских или американских систем. Там в советской системе ты соревнуешься с объемом материала, а в классической системе функциональной грамотности ты соревнуешься с другими сверстниками.

- Но на тот момент, простите, перебью, Советский Союз второе место занимал, а сейчас Россия 43-е занимает.

- По знаниям, но не по функциональной грамотности, в том-то и важность момента, то, что созидать мы по большому счету не умели, мы умели выполнять, знали очень много.

- Вам самим психологически не тяжело осуществлять вот такую реформу, ведь вы как раз воспитанник во многом советской традиции?

- Вот недавно вышла статья о том, что мы неправильно преподаем язык. Мы его преподаем с точки зрения функциональной грамотности. То есть, сначала мы учим ребенка говорить, потом мы учим его пользоваться хорошо этим языком, читать и так далее, потом мы ему даем правила. Считается, что это неверная система, но на самом деле все языки мира преподаются по одной и той же системе, просто мы привыкли первокласснику давать правила в надежде, что он их запомнит. Но на выходе, когда ему 25, он этих правил не помнит.

- Так с английским языком происходило.

- Так с английским языком происходило, поэтому английский язык никто не знал. Когда ребенок начинает говорить, он правил не знает. К шести годам, когда он идет в школу, он уже знает, как говорить, он уже научился. И вот смысл-то в том, чтобы научить его пользоваться, привести его к более природному методу изучению языков.

- Эффект есть?

- По программе преподавания особенно казахского языка очень хороший показатели.

- То есть, методика эффективная?

- Эффективная, потому что ребенок меньше боится ошибиться, это очень важно.

- Он не думает о том, как это будет по правилам, он говорит.

- Правильно. Ему главное не воспроизвести правило, которого он часто не понимает, а сказать фразу, и это становится важнее.

- И нет психологического барьера, что он может ошибиться.

- Да, и вот часто упрекают, что при изучении в американских школах дети пишут криво, косо.

- Безграмотно.

- Но они пишут, и чем больше они будут писать, говорить и пользоваться языком, тем лучше они его будут знать.

- Сейчас у нас с вами спросят, а нельзя писать грамотно и правильно сразу?

- Результат изучения английского языка в школах советского союза, он…

- Не удовлетворительный, по себе знаю, спорить не буду.

- Вот и ответ на весь вопрос. С утра до вечера вас учили писать грамотно, в результате вы ничему не научились. В современной системе преподавания вы должны уметь пользоваться языком. Да, у вас будут ошибки, да, у вас не будет стопроцентного правописания, но в целом 95% населения достигнет того, что оно хочет – оно будет пользоваться языками.

- Возвращаясь к практической плоскости обновленного содержания, насколько это позволяет увеличить зарплату педагогам, которые стремятся освоить что-то новое?

- Увеличение заработной платы преподавателям, которые переходят на обновленное содержание, за это надо сказать спасибо главе государства, идет на 30%.

- На 30% это к базовому окладу?

-  Должностному. Человек получал, допустим, 90 тысяч, прибавляется 30%. В дальнейшем мы также предусматриваем, что учителя, которые пройдут на новую категорию через национальный   квалтест, получат дополнительно к этим 30%. Сделан национальный квалификационный тест, чтобы мы, как работодатели, убедились, что преподаватель сам хорошо знает свой предмет. 70% вопросов национального квалтеста относятся к самому предмету, 30% – к методике преподавания. Мы заручились поддержкой президента, что педагогу будет еще дополнительно выплачиваться при получении заработной платы.

- Каково число прошедших на данный момент этот тест?

- На сегодняшний день добровольно, потому что первый обязательный нацквалтест в сентябре 2019 года.

- Сейчас если человек прошел его, то он может рассчитывать на увеличение зарплаты?

- Добровольно записалось 60 с лишним тысяч преподавателей. В 165 центрах по всей стране прошли 61% на ту заявленную категорию, на которую они должны были пройти. В принципе, очень даже неплохо: 6 из 10. Теперь мы думаем, что педагоги оценили по достоинству то, что это дает. Мы будем проводить его два раза год. Вот те, кто прошел сейчас, они с 1 сентября этого года получают повышенную зарплату, все кто пройдут осенью – с 1 января следующего года и так по цепочке.

- Свобода, предоставленная вузам, что она дает под углом заработной платы?

- Вообще мы движемся к глобальной системе структуры образования. Академическая свобода высших учебных заведений, например, в Испании прописана в конституции более 650 лет, тоже самое во многих европейский и других странах. Дело в том, что у нас ее никогда не было, все вузы преподавали то, что министр образования им сказал преподавать – это не правильно. Очень много появилось смежных направлений, и наша система образования начала давать интересные, нужные, актуальные образовательные программы. Не то, что министр написал им 10 лет назад, надо преподавать, а то, что им работодатели говорят: «Мне нужен такой специалист, такой специалист». Кто может оценить качество на выходе? Ну, точно не министр, который не специалист во всех областях: я не могу одинаково знать качество подготовки юристов, медиков и так далее. Может оценить профессиональное сообщество: работодатели, директоры тех компаний, куда они придут работать. Мы такую работу сейчас проделали.

Мы собрали ассоциацию айтишников, проверили все заработные платы выпускников 70 вузов, которые преподают по IT-специальностям, занятость и заработную плату и положили это в основу. Ассоциация IT-компаний опросила около 2 тысяч выпускников разных вузов на предмет необходимости приобретенных знаний. И потом они опросили 400 компаний, из них 200 крупных, в которых есть IT-департаменты, и 200 IT-компаний, на предмет, какие вузы наиболее, дают наиболее актуальные. И они составили рейтинг с первого по 72 вуз. Теперь мы понимаем, что в первой десятке вузов качество хорошее, в нижней 20-30-ке качество ужасное. Это понимаем не только мы, это понимает и профессиональное сообщество, которое завтра будет на работу брать.

- Движетесь не от теории к возможной практике, если повезет, а уже зная точно результат, вы высчитываете, каким образом его можно достичь.

- Абсолютно правильно. Поэтому теперь у вузов, которые находятся в нижней части, рейтинга есть несколько вариантов. Первое – закрыться, потому что к ним все равно никто не придет.

- Вы публикуете этот рейтинг?

- Мы опубликовали рейтинг, теперь будем публиковать все профессии. Мы надеемся, что из 74 вузов, которые сегодня преподают IT, останется 20 в лучшем случае, и это правильно. Таким образом с рынка уйдут некачественные. Второе, раньше каждый диплом в стране, выдаваемый 130 вузами, подписывался министров образования и стояла печать.

- И вы ответственность несли при том, что многие вузы напоминали больше коммерческое ТОО.

- Естественно. Теперь у вуза свой диплом, как вы знаете, с 2016 года наш парламент принял этот закон, соответственно, теперь ребенок должен думать: а нужен ли он ему и что он с ним завтра будет делать? То есть нам нужно создать: 1) систему, где есть академическая свобода, но есть жесткий контроль не министерства, а работодателей за качеством преподавания в том или ином вузе, где работодатели дают оценку тому или иному диплому; 2) мы должны создать систему национальных квалификационных тестов для каждой отрасли, чтобы каждая отрасль, прежде чем взять того или иного выпускника, могла его еще раз проверить и потом проверяла каждые пять лет и как далее. После этого у нас будет, я думаю, сокращение количества высших учебных заведений. Это трудный процесс, но он самый правильный.

В новом законе предусмотрено, что не надо четырех лет, не обязательно, если ты учился летом, если ты брал по два курса, тебе главное набрать определенное количество кредитов, ты можешь и за 2,5 года пройти университет, не обязательно там сидеть четыре года. Но вместе с тем, если ты женился, если у тебя дети, то ты можешь и на 8 лет растянуть. Тебе главное взять и сдать определенное количество кредитов. Теперь будет возможность часть кредитов, полученных в колледжах, перенести, чтобы не повторяться, то есть мы, грубо говоря, интегрируем всю систему со школой, с колледжами, с вузами.

- Скажите, пожалуйста, сейчас очень много говорят о менингите. Каким образом в школах профилактика налажена? Вообще как работают медицинские кабинеты и следят ли за школьным питанием?

- Медицинские кабинеты у нас следят, работают они в каждой школе, с позапрошлого года они находятся в ведомстве Министерства здравоохранения, мы считаем, это правильно, потому что профессионалы должны управлять профессионалами. Мне кажется, мы со своей точки зрения должны предупреждать детей, предупреждать родителей, и вообще вся эта информационная работа должна быть хорошо поставлена, и мы к этому готовы: у нас есть очень сильные системы информирования по массе направлений, и противопожарной, и с точки зрения  здоровья, и с точки зрения превенции суицидов, и с точки зрения экологии, и с точки зрения психологии, и так далее. То есть мы научились создавать и видео, и учебные материалы.

- Психологи тоже работают.

- Да, и преподносить детям в плане информации для того, чтобы они тот или иной объем знаний, который им необходим, усвоили.

- По школьному питанию мизерные суммы получаются, на которые, естественно, нельзя покормить как следует.

- Мы за то, чтобы в этот сектор пришли настоящие профессионалы. Я видел систему школьного питания в Стамбуле: одна компания – крупный комбинат по детскому питанию – кормит 200 тысяч человек в день. Это очень серьезно, профессионалы с единого центра и, естественно, всегда у них все свежее, на высшем уровне. Поэтому вот несколько экспериментов сейчас в городах начинаются по аутсорсингу, то есть, чтобы один большой комбинат кормил, допустим, 50-60 школ, тогда и центр проверки качества в одном месте, закуп в одном месте, санэпидемстанции очень легко, у директоров школ большая гора с плеч, качество гораздо выше. Это глобальный  опыт, ничего нового мы здесь не придумываем. Согласно новым правилам, питание можно теперь, как и в детских садах, так и в школах отдавать на аутсорсинг, но акиматы должны за этим очень внимательно следить.

- Какие-то нововведения в ЕНТ будут?

- ЕНТ постепенно меняется у нас, где-то по 25% вопросов в год у нас обновляются, мы уходим на систему функциональной грамотности, даем вопросы, вязанные не с запоминанием, а с умением решением ребенка решить ту или иную проблему.

- Идеология вопросов меняется.

- Да, таких вопросов становится больше, предметную часть мы не забываем. Вводится разнообразие языков, в этом году можно сдавать на английском языке. В дальнейшем это будет развиваться. Мы хотели бы в будущем укрупнить специальности, чтобы детям было легче выбирать предметы для подготовки к ЕНТ, и гуманитариям, и технарям. Вот такие незначительные постепенные эволюционные реформы будут продолжаться, но ЕНТ останется как система для распределения грантов государственных.

- Спасибо большое, Ерлан Кенжегалиевич, и удачи вам в вашей работе!

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире