{metadescription}
Пенсия в 50: варианты досрочного выхода

Пенсия в 50: варианты досрочного выхода

Министр труда и социальной защиты населения РК Тамара Дуйсенова в эксклюзивном интервью Артуру Платонову перечислила варианты, позволяющие некоторым  казахстанцам выходить на заслуженный отдых, начиная уже с 50 лет.

- Тамара Касымовна, спасибо, что Вы нашли время ответить на вопросы наших телезрителей. Естественно, вопрос по Посланию. Там была и критика, как это все нужно решать, в каком направлении. Скажите, пожалуйста, почему такое большое количество самозанятых, которые подразделяются на продуктивно и непродуктивно самозанятых. Можно их всех отнести к безработным? Или нет?

- Во всем мире есть самозанятые граждане: в США и Канаде доля самозанятых в числе работающего населения составляет не более 10%. В Великобритании, Финляндии и Японии до 15%. В Казахстане, как и в Италии, как и в Корее, четверть рабочего населения составляет самозанятое население. Своя специфика вообще по появлению самозанятых граждан: с 1991 года по 2001 год в связи с массовым закрытием предприятий, с сокращением рабочих мест.

- То есть, вследствие развала советской экономики, в которую мы были вмонтированы, которая была разрушена фактически не по нашей вине.

- Почти в 8,7 раза увеличилась. С 2011 года по поручению Главы государства мы начали реализовывать программу продуктивной занятости. Вот за эти годы на 500 тысяч уменьшилось количество самозанятого населения. В прошлом году по поручению Главы государства в ходе подготовки к внедрению системы медицинского страхования начали формализацию самозанятых. Во-первых, провели сверку статусов всех граждан Казахстана, информация о которых находилась в государственной базе физической лиц. Во-вторых, провели подворовой обход и, в-третьих, начали и сейчас продолжаем формализацию самозанятых. Что мы в итоге получили? Первое, когда провели сверку 18,9 миллиона человек, которые находились в базе данных физических лиц, 5,7 миллиона человек не имели статус, то есть мы не могли их идентифицировать. Их не было ни среди работников, которые отчисляют пенсионные взносы, ни среди студентов, которые обучаются, и не было среди получателей социальных выплат. Они проживают в Казахстане, но их не оказалось среди лиц, которые я перечислила. Список этих лиц с указанием места проживания был передан в электронном формате акимам областей.

- На места все это раздали.

- Да, чтобы они провели подворовой обход и опросным путем определили их статус. На сегодня мы можем сказать, что мы определили статус трех миллионов человек и формализовали их, остались 2,7 миллиона человек. Это кто? 1,7 миллиона – это лица, которые при опросе заявили, что они работают, но по ним нет пенсионных начислений. Полтора миллиона – это непродуктивные самозанятые, безработные граждане, которые имеют доходы ниже прожиточного минимума.

- Собственно безработные граждане, их 1,5 миллиона у нас.

- Кто-то имеют личные подсобные хозяйства, используют продукцию только для своего потребления, и другая часть – незарегистрированные безработные. На этой неделе рассмотрели этот вопрос на заседании правительства. Теперь задача и правительства, и местных исполнительных органов – охватить продуктивной занятостью эти 1,5 миллиона человек. Сейчас нами разработана дорожная карта по их вовлечению, и мы начнем  ее активную реализацию.

- В каких вот сферах? Сейчас нас смотрят в том числе и непродуктивно самозанятые. Вот человек хочет устроиться на работу. Каков механизм? Куда ему обратиться в первую очередь?

- Мы уже с 2011 года реализуем дорожную карту занятости. С прошлого года начали реализовывать программу продуктивной занятости, и граждане, которые хотят учиться – получить бесплатную первую, вторую профессию, граждане, которые хотят трудоустроиться или же хотят открыть собственный бизнес за счет получения льготного микрокредита, или переселиться в северные регионы, где имеется потребность трудовых ресурсов, должны обратиться в центры занятости акимов районов, городов и сел. Сейчас у нас 199 центров оказывают услуги по содействию занятости.

- Там весь механизм ему объяснят и те возможности, которые есть.

- Мы с акимами областей сейчас определили количество возможных трудоустраиваемых рабочих мест.

- Сколько примерно?

- 743 тысячи новых рабочих мест. Это не только вообще трудоустраиваемые рабочие места, в этом числе 292 тысячи новых рабочих мест будет, стальное – это места, которые будут высвобождаться в связи с выходом на пенсию людей. 571 тысячу человек из числа тех, кого мы определили в ходе подворового обхода, планируем охватить в рамках программы продуктивной занятости. Сейчас все регионы подписали дорожные карты свои по формализации и комплексные планы по содействию занятости. Поэтому граждане, которые заявили себя непродуктивно самозанятыми, безработными, знают свои местные исполнительные органы – они могут подойти и поучить соответствующую государственною поддержку. А вот по второй группе, которую мы назвали неформально занятыми, здесь их неформальная занятость связана двумя причинами. Первая – это то, что работодатели привлекают своих работников без заключения трудового договора.  

- Отсюда нет пенсионных отчислений, нет налогов. Часто тоже нас спрашивают: почему вот кто-то работает, отчисляет налоги и пользуется определенными благами, а кто-то пользуется такими же благами, но не отчисляя, и люди считают, что это не справедливо.

- Каждый работодатель, привлекая работника без заключения трудового договора, лишает его всех видов социальных гарантий. Например, если человек уволился и остался безработным, если у него был бы трудовой договор, и за него бы отчисляли социальные отчисления, то он 4 месяца получал бы пособия по безработице, пока он найдет себе другую работу.

- Защита была бы государственная.

- Да, или же девушка вышла бы замуж и родила бы ребенка, в этом случае она могла бы получить четырехмесячные отпускные свои в связи с беременностью и родами и год получала бы 40% от своей заработной платы по уходу за ребенком.

- Определенная поддержка была бы гарантирована.

- В прошлом году мы приняли Трудовой кодекс, и до этого в трудовом законодательстве было обязанностью работодателя заключать индивидуальный трудовой договор со своими работниками.

- Управу можно на таких работодателей найти? Люди говорят, так, что вот с работой сложно, где-то мне повезло, и я не могу «качать права» свои там, потому что, а вдруг я потребую, а меня уберут, и возьмут того, кто требовать не будет.

- Очень часто в нашу приемную тоже приходят молодые люди и даже люди среднего возраста и говорят: «Вот я не смог это сказать, потому что я думал, что меня уволят».

- Боится человек, это естественно.

- Но в конце концов его уволили, и он остался без соответствующий социальной поддержки.

- В любой момент могут уволить, если нет договора, только при этом уволить без ничего.

- Когда этот человек приходит, принимать меры со стороны инспекции труда тоже очень тяжело, потому что нет трудового договора. Если бы трудовой договор был, если бы он был нарушен, то инспекция труда и другие органы, которые имеют право на проверку, могли бы принять соответствующие меры. Приходится прийти в это предприятие, опросить людей, с которым он работал.

- Зафиксировать факты.

- Найти дополнительную информацию о нахождении этого человека на этом предприятии и только после этого помочь. Поэтому каждый человек, кто приходит на работу, имеет право затребовать у работодателя заключить с ним индивидуальный трудовой договор, где будут указаны его права, его обязанности и соответственно, уровень его оплаты труда.

- Часто спрашивают, вот есть взаимоотношения на частных предприятиях между работодателем и работником. Государство в принципе не имеет право за редким исключением туда вмешиваться на системной основе. За границей за это вмешательство владелец вообще может подать в суд. Но тем не менее, людей защищать надо. Нужно помогать, если зарплата не очень высокая, там не соответствует условиям труда, степени тяжести труда. Каким образом в этих условиях вы можете защитить рабочих, особенно в тяжелых производствах, чтобы им подняли зарплату? Н насколько это эффективно можно сделать, если это частные взаимоотношения между  работодателем и рабочим?

- В Трудовом кодексе прописаны обязанности каждой из сторон. Государство отвечает за  разработку минимальных социальных стандартов, отвечает за исполнение и надзирает за всеми трудовыми законодательствами. Вот его основная функция.

-  Вы проверять частников имеете право?

- Только тогда, когда нарушаются нормы Трудового кодекса. Например, разные оплаты труда за равный труд. Опустим, оба человека выполняют одинаковый объем работы, одинаковой квалификации, один уровень образования, если они получают разные зарплаты, это значит уже нарушение.

- Каким образом Вы узнаете про это? Заявление должно быть?

- Это обязательно должно быть заявление самого работника. Второе, если нарушается индивидуальный трудовой договор, то в этом случае тоже гражданин обращается, и соответствующие инспекции труда и другие государственные органы реагируют на это. Третье, вы знаете, что у нас есть база, где мы ежедневно видим пенсионные отчисления, социальные отчисления работодателей. По ней мы видим, на какое количество работников работодатели ежемесячно отчисляют.

- Вы и зарплату можете определить?

- Да, мы можем определить, насколько зарплата платиться или не платиться, поэтому, первое наше дело – уведомляем за два месяца работодателя о том, что у вас идет снижение количества работников, за которых вы отчисляете, и значит, третий месяц уже идет проверка, почему уменьшилось количество работников, за которых отчисляли. Если реально было сокращено такое количество, конечно, вопросов нет, но если не были  своевременно выплачены заработные платы, то инспекция труда на местах принимает меры.

Заработные платы в каждой компании устанавливает сама компания, мы определяем их заработную плату в соответствии с теми отчислениями, которые они делают в пенсионный фонд или же в государственный фонд социального страхования. Если же сам гражданин считает, что заработная плата у него была определенного уровня и ему стали меньше платить, он тоже сам должен об этом заявить, потому что опять-таки в индивидуальном трудовом договоре у него указано, какую сумму он должен получать, какие доплаты для него предусматриваются. Это уже взаимоотношение работника со своим работодателем.

- Вот мы не в западной традиции находимся, мы всегда стараемся где-то эмоционально подойти, по-человечески. Там есть закон: нельзя вмешиваться в дела частника и работодателя. Мы стараемся помочь. Проблем не возникало, когда вы  старались, допустим, помочь и вам частник говорил: вот не надо туда вмешиваться?

- Мы изменили очень много в законодательстве, препятствовавшем развитию бизнеса. Поэтому когда есть вопросы, связанные особенно с заработной платной, мы больше рассматриваем вопрос индивидуального трудового договора по обращениям, мы рассматриваем вопросы исполнения коллективных договоров на уровне наших социальных партнеров – насколько оно исполняется, не исполняется, и третье, рассматриваем по той информации, которая у нас есть.

- Удалось добиться, что в определенных случаях увеличивали зарплату, что частнику не выгодно?

- Это все происходит на уровне переговоров с работодателями как с нашими социальными партнерами. Все те меры, которые были приняты правительством в части повышения заработной платы со стороны частного бизнеса, это результаты переговорных процессов.

- То есть, убеждением воздействуете.

- Да, больше, наверное, так.

- Тамара Касымовна, вот тоже связано с работой на тяжелых производствах. Очень много вопросов по тому, как себя людям вести, если в силу специфики производство действительно тяжело в прямом смысле слова выполнять свои функциональные обязанности, и не всем удается накопить необходимую сумму, чтобы выйти в 50 лет даже, ведь для этого нужно достаточно серьезная сумма, я знаю, что многие этим пользовались, но тем не менее, большинство не может накопить. Тем более, у женщин больше. Мы были с коллегами в регионах, были на производствах, и этот вопрос звучит чаще всего. Как можно решить эту проблему?

- Согласно действующему законодательству, уже предусмотрено возможность выхода на пенсию в 50 лет лицам, занятым во вредных условиях труда. Хотелось бы отметить, для граждан, работающих во вредных условиях труда делаются 15% отчислений.

- С 2014 года.

- Да, раньше за всех платили 10%, то есть 10% идет за счет работника, 5% идет дополнительно за счет средств работодателя, а остальные граждане, работающие в нормальных условиях труда, за них как и ранее осуществляется 10%. Вот эти вот 15% были предусмотрены именно для того, чтобы граждане, работающие во вредных условиях, успевали накопить.

- При 75 тысячах зарплаты очень тяжело все равно.

- Сейчас, если исходить из того, что человек пошел работать с 23 лет, если исходить из этих сумм, то тогда в течение 30-35 лет, то есть как раз-таки к 50 годам, этот человек может накопить. Но проблема заключается в том, что работодатели начали отчислять за этих граждан начиная с 2014 года, поэтому есть определенное у нас количество людей, которые подошли уже к пенсионному возрасту или к 50 годам, но не успели еще накопить. Поэтому мы недавно как раз поднимали этот вопрос, и крупные предприятия на нашем экспертном совете рассмотрели два варианта. Первый: если у работников не хватает средств для того, чтобы выкупить такой аннуитет, то работодатель может дофинансировать эту сумму для покупки аннуитета.

- То есть разницу покрыть.

- Например, аннуитет для мужчин в текущем году 9 миллионов, если он накопил 5 миллионов, то 4 миллиона может работодатель выкупить.

- А работодатель пойдет на это?

- Это мы сейчас с крупными предприятиями рассмотрели.

- Тоже убеждать будете?

- Да, это первый вариант. Теперь второй вариант: возможность рассмотрения размеров аннуитета для этих категорий граждан. Этот вопрос мы с Национальным банком должны будем проработать, поэтому эти два варианта будут сейчас рассматриваться нами до 1 июля и после наших согласованных решений, я думаю, мы придет к консенсусу, который сможет защитить права именно тех лиц.

- Что касается специфических категорий в области культуры, допустим, артисты балета, там, это тоже будет как-то рассматриваться?

- Да, это тоже относиться к категории лиц, работающих во вредных условиях труда.

- Скажите, пожалуйста, Тамара Касымовна, что в этом году должно быть повышено, увеличено, в каких сферах?

- Согласно поручению Главы государства, в текущем году мы повышаем пенсии и пособия. Уже с января месяца мы начали выплачивать нашим пенсионерам повышенные размеры как солидарной, так и базовой пенсии. С 1 января солидарные пенсии повышены на 8%, то есть инфляция плюс 2%, базовые пенсии повышены на 6%. И таким образом, средний размер пенсии с 1 января составляет около 71 тысячи тенге. Но хотела бы отметить, что мы в течение последних трех лет повышали солидарную пенсию на уровень инфляции, а в прошлом году повысили пенсию до 20%. Если теперь считать в отношении к 2015 году, в течение этих четырех лет мы повысили размеры пенсии на 50%: то есть 2015 год – на уровень инфляции, 2016 год – повышали на уровень инфляции, в 2017 год – до 20% и в этом году – на 8%.

- Вообще в мировой кризис во многих странах вот так компенсируют по инфляции и стараются увеличить, ресурсы вообще есть ли?        

- Мы сохранили по поручению Главы государства возможность получения пенсии и пособий в самые тяжелые времена – это были 2008, 2009, 2010 годы.

- Когда начался первый этап мирового кризиса.

- В те годы страны Прибалтики снизили размеры социальных выплат, а европейские страны приостановили повышение пенсии.

- И вопрос повышения пенсионного возраста у них был очень серьезный, там до 68 по-моему лет.

- Все эти годы правительство по поручению Главы государства повышает пенсии и пособия с учетом финансово-экономических возможностей государства. Вот последние 4 года, я уже сказала, а с 1 июля текущего года второй этап повышения пенсии уже будет идти, связанный с учетом изменений механизма назначения базовой пенсии. То есть базовые пенсии теперь будут назначаться в зависимости от трудового стажа. При этом сразу хотела оговориться, трудовой стаж будет считаться не только тот, который мы считаем сегодня до 1 января 1998 года, но и стаж, участие в пенсионной системе, то есть отчисление пенсионных взносов после 1998 года. Например, если человек имел 18 лет трудового стажа до 1 января 1998 года…

- В советское время еще.

- …И после 1998 года он 15 лет работал и отчислял пенсионные взносы, то у него будет считаться 33 года стажа совокупно. И на эти 33 года стажа он будет получать 28 тысяч тенге базовой пенсии. А сейчас с начала года он получает чуть более 15 тысяч, то ест разница будет на 13 тысяч в среднем. Вот такое изменение механизма базовой пенсии даст возможность на 1,8 раза повысить базовые пенсии всех граждан, состоявшихся пенсионеров и тех, которые будут выходить, то есть это тоже будет второй этап повышения.

По пособиям, которые мы выплачиваем лицам с ограниченными  возможностями и потери кормильца. В текущем году с начала года мы также начали выплачивать повышенные размеры государственных социальных пособий по инвалидности и по потере кормильца на 16%. В 2015 году пособия для данной категории лиц мы повышали на 25%, в 2016-2017 годах на уровень инфляции, в текущем году – на 16%. В этом году средний размер пособий по инвалидности составляет 41 тысячу, если сравнить это с 2015 годом, рост составляет почти в два раза. Но хотела тоже еще раз заговорить, что пособия по инвалидности дифференцируются по группе инвалидности.

- Это первая группа, да?

- Например, люди с первой группой инвалидности от общего заболевания в текущем году будут получать 54 тысячи.

- И до 18 лет теперь?

- Это уже вторая часть поручения Главы государства. Мы будем выплачивать родителям или членам семьи, которые сидят по уходу за ребенком-инвалидом, пока ему не исполнится 18 лет. То есть, ребенок, который имеет инвалидность, будет получать госпособие отдельно. А человек, который за них ухаживает, будет получать дополнительные пособия. До сих пор мы платили детям до 16 лет, теперь по поручению Главы государства возраст увеличен до 18 лет, то есть лица, которые сидят по уходу за ребенком-инвалидом первой группы, которому необходима помощь в связи с ограничением его передвижения, будут получать выплаты, пока ребенку не исполнится 18 лет.

- Спасибо большое, Тамара Касымовна, за подробное интервью и удачи Вам в Вашей работе!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пенсия-2018: что ждет нас в новом году?

Названы плюсы и минусы раздачи пенсионных накоплений

Прибавка к пенсии – много это или мало?

Главная редакция. ПЕНСИИ. NET

Пенсии, субсидии и кредиты. Видеоинтервью с Т. Дуйсеновой

Побег из «матрицы» ЕНПФа – как и где копить свои пенсии

Копим на старость: выбирай вариант по карману

Вчера

Новости партнеров

Сейчас в эфире